» » Береза в поверьях и обрядах. Русалочья неделя

Береза в поверьях и обрядах. Русалочья неделя

Автор | Март 4, 2013

Одно из важнейших деревьев в мироощущении наших предков — это береза. Отношение к этому дереву у славян можно назвать  двойственным. Культ березы связан с весной, точнее — с переходом от весны к лету. Береза была символом обновления, возрождения, чистоты, символом плодородия. Одновременно в поверьях береза выступает как что-то опасное для людей, связанное с духами (с «нечистой силой», как стали говорить по утверждении христианства).

БерезыЖизнь людей прошлых эпох была значительно более нашей регламентирована и упорядочена. Представлять ее эдакой пасторалью по крайней мере наивно. Это была суровая жизнь в суровых условиях, постоянная борьба за выживание. Часто на грани голода, в полной беззащитности от болезней. Конечно, не было ни СПИДа, ни «птичьего гриппа». Но сколько раз прокатывалось то, что летописи именуют «моровым поветрием»! Что это было — чума ли, холера — не так уж важно. Повторю — это была борьба за существование. И выжить в ней можно было, лишь подчинив себя определенному порядку. А порядок обеспечивали именно обычай и обряд.

Береза символизировала чистоту и плодородие. Ничего не зная о фитонцидах, предки наши уже открыли целебные свойства банного веника. Но веник был для них не только атрибутом бани. Березовый веник, его заготовка и применение — все связано с обрядами. Веник и в гаданьях применялся.

Русалочья неделя

Главные ритуалы и обряды, связанные с березой, проходили на рубеже весны и лета. И получили название Русалочьей (Русальной) недели. Считалось, что в это время выходят и гуляют по земле русалки. Нужно сразу оговориться, что с киношно-мультяшным образом полунагой девицы  с рыбьим хвостом славянские русалки ничего общего не имели. Русалки древних славян — это души умерших. Причем души умерших женщин!

 Плакучая березаПо поверьям, живут они в ветвях плакучих берез и с первым летним теплом выходят по ночам на свободу, собираются по берегам рек и озер, в рощах, бегают по полям. И горе тому мужчине, что попадется на их пути — защекочут, затанцуют, утянут в водную пучину!

В начале Русалочьей недели шли на кладбище, поминали ушедших родственников, украшали березовыми ветками могилы. Главным же обрядом было заламывание, или завивание, березки. Участвовали в обряде только девушки и молодые женщины, недавно вышедшие замуж! Выбиралось отдельно стоящее дерево, которое украшалось бусами и лентами. С песнями заплетались ветки березы. Из них плелись венки. Присутствие вблизи мужчин воспрещалось очень строго! Береза выбиралась вблизи ржаного поля. Считалось, что обряд обеспечит будущий урожай.

После украшения березы в ее тени совершалась обрядовая трапеза. Набор блюд тоже регламентировался: яйца, куличи, творог со сметаной, квас, пиво. Затем проходило «кумование» — девушки объявляли себя подругами на год, дарили друг другу подарки. После этого устраивали хоровод. Смысл обряда кумования, скорее всего, в том, что кумились не только между собой, но и с русалками. А те могли раскрыть девушкам их судьбу. Поэтому происходило и гадание. В воду бросались венки. Поплывет венок по воде — вскоре выйдешь замуж. Потонет…

СемикКонечно, в разных местах были свои отличия. Да и сохранившиеся обычаи (сохранившиеся к XIX веку, когда их стали описывать этнографы) менялись за века. Так, с принятием христианства березу стали украшать крестиками. Русалочья неделя все больше «привязывалась» к христианскому празднику Троицы. Сам праздник получил название Семик, так как проходил через семь недель после Пасхи. Но главные черты обрядов все же оставались прежними: почитание березы, поверья о русалках, исключительное участие в них девушек и молодых женщин, еще не имеющих детей.

Все это позволяет утверждать: культ березы (как и культ вербы) был женским культом плодородия, сохранившимся с языческих времен. Запрет для мужчин находиться в месте обряда или около него, поверья об опасности русалок для них говорят о том же. Трудно, конечно, точно сказать, кого олицетворяла береза. Возможно, Великую богиню-Мать.

Двойственное отношение к березе

Женский характер культа березы объясняет и двойственное к ней отношение. Ведь с победой христианства культ этот становился запретным, а обряды, если и не запрещались, то не приветствовались церковью. Меняется и отношение к женщине. Представление об изначальной греховности ее, какой-то «второсортности» не могло прийти в голову язычнику. Для мужчины-язычника женщина была просто иной — у нее свои обязанности, свои обряды. И свои боги, которых следовало побаиваться!

И возникают уже несколько иные поверья. Что на березе обитает черт. Что нельзя мужчине сажать возле дома березку — вскоре умрет кто-то из близких. Что ведьма летает не только на помеле, но и на березовой палке, а на самой березе нечисть устраивает свои шабаши. Что подаренные чертом прекрасные белые кони оборачиваются березовыми жердями.

Думаю, что ритуальный запрет на участие мужчин в культе березы в древности был отнюдь не ритуальным. Культы плодородия были женскими у большинства народов. И известные описания их — прежде всего, у эллинов (древних греков) — свидетельствуют, что опасность была самой настоящей. Неосторожного могли просто убить!

 

Аграфена-купальница

Еще один летний праздник связан с березой. И одновременно — с летним солнцестоянием. Это Аграфена-купальница, 23 июня (6 июля нового стиля), канун Ивана-Купалы. Здесь тоже был целый набор обрядов. Готовились банные веники. Ночь на Ивана-КупалаЗаготовляли их, кстати, тоже исключительно девушки и женщины. В некоторые вплетали ветки не только березы, но и других деревьев — ивы, черемухи, липы, смородины, рябины, а также разные цветы. Такими вениками парились в этот день в бане, а также «обряжали» скот от болезней, особенно недавно отелившихся или стельных коров. происходили и гаданья: брошенный через голову на крышу бани веник предсказывал судьбу. Если упадет по направлению к кладбищу — вскоре умрешь.

Береза в верованиях других народов

Береза была культовым деревом не только у славян. Поклонялись ей все угро-финские народы: карелы, финны, коми, пермяки, весь, югра и другие. Известно, например, что в 1379 году священная береза вблизи устья р.Вымь была срублена и сожжена Степаном Храпом, будущим епископом Стефаном Пермским, крестителем коми, пермяков, зырян. Верили в сверхъестественную сущность березы германцы. В современной Швеции отмечается посвященный березе праздник — отголосок верований предков шведов, свевов. Священным деревом была береза у кельтов. Такое широчайшее распространение культа может свидетельствовать лишь о глубочайшей его древности.

Обряды, посвященные березе, существуют и до сих пор. Конечно, они превратились лишь в красивые обычаи. Как и древняя обрядовая песня, ставшая просто русской народной: «Во поле береза стояла».

С уважением, Александр Силиванов

Клик по картинке — подписка на новости!

postman

22 комментариев к “Береза в поверьях и обрядах. Русалочья неделя

  1. Галина

    Доброго дня,Александр!
    Я становлюсь вашей постоянной читательницей.
    Сколько всего интересного вы рассказали о берёзе — спасибо!
    Можно задать один вопрос?
    А вы читали книги Владимира Мегре про Анастасию?

    Ответить
  2. Александр

    Здравствуйте, Галина! Рад Вас видеть. Нет, не читал.

    Ответить
  3. Галина

    Я очень рекомендую! На моём сайте есть банер «Быть Добру» — обратите внимание!
    У вас сильно поменялось бы отношение к предкам,если бы вы прочитали эти книги.

    Ответить
  4. Александр

    А почему Вы считаете, что мое отношение к предкам должно меняться?

    Ответить
  5. Александр

    Кстати, Мегре я нашел. Да и какая сложность — он весьма популярен в рунете. К фантастике отношусь с интересом. Читаю под настроение с удовольствием. Хотя все же предпочитаю историческую литературу. Например, покойного Дмитрия Балашова.

    Ответить
  6. Галина

    Знаете,Александр,отнести Мегре к фантастам — это для меня просто удивительно, всё,что описано в его книгах — уже на сегодняшний день людьми превращается в реальность! Сколько родовых поместий по России и в Зарубежье тоже!
    А то,что пишут о Владимире Мегре в интернете не всегда соответствует действительности.
    Почему я про предков вам написала?
    Все обряды нашими предками были созданы с глубоким смыслом! Но до нашего времени дошли с искажением. Люди,живущие в родовых поместьях большое внимание уделяют изучению обрядов, не для праздного любопытства — для дальнейшего применения. Поэтому я и спросила про предков.
    Ведь в вашей статье много говорится про различные обряды.

    Ответить
  7. Александр

    Хорошо, я Вас понял. Эзотерика — вещь интересная, хотя и очень не бесспорная! Кстати, и марксистско-ленинское воспитание сказывается. Что касаемо обрядов — с победой христианства они и преследовались, и искажались. Ведь это была самая настоящая идеологическая война! В которой, как нам известно из нашей недавней истории, мира не бывает. Да и почему только истории? Война идеологий идет и сейчас.
    Древние языческие обряды в итоге к 19 веку очень изменились, превратившись отчасти в веселую игру. Что-то сохранилось в песнях и сказках. Что-то — в вышивках, прежде всего — севернорусских. И восстанавливать их подлинный смысл очень трудно. А о многом мы можем лишь догадываться, предполагать.

    Ответить
  8. Галина

    Я могу сказать однозначно — вы интересный собеседник!
    Я с Вами полностью согласна,Александр!
    Как жаль,что у вас не стоят смайлики в комментариях.

    Ответить
  9. Александр

    Насчет смайликов — быть может, и исправлюсь.

    Ответить
  10. Александр

    Только что пришло вдруг в голову… О древних верованиях славян писалось еще в XII веке : «А преже того клали требы упиремъ и берегыням». Упыри — это мертвецы, вурдалаки. А вот берегини — скорей всего, и есть русалки! И то, что они — души умерших женщин, утопленницы — позднейшее наслоение?! Ведь берегини-то — крылатые девы, известные по сохранившимся на Севере изображениям.
    Русалки обитают в березах… Русалки — берегини…
    А.С.Пушкин: «…Русалка на ветвях сидит.»
    Берегини — береза. Слова-то, очень похоже, однокоренные!

    Ответить
  11. Ольга

    Да, Александр, сложно разобраться в том, что искоренялось многие века. У каждого человека своё восприятие и представление. А материалистическое воспитание очень сильно мешает увидеть целостную картину Мира. Я лично слово язычество не воспринимаю по отношению к нашим предкам. Не язычество, а ведичество. Наше прошлое выхолостили и исказили, а ведунов уничтожили физически — костры горели по всей Руси.

    Ответить
  12. Александр

    Ольга, приветствую на своем блоге! Да, конечно, Остались лишь довольно отрывочные представления. Может быть, даже туманные воспоминания. К тому же встречал я (по-моему, у А.Н.Афанасьева) вполне здравую мысль о том, что ничто так не мешает пониманию мифов, как стремление их систематизировать и подвести под определенную философскую мерку, что миф — это древнейшая поэзия.

    Ответить
  13. Владимир

    Удивительное культовое дерево!
    Разве не чудо — берестяные грамоты сохранившиеся с ХII века.
    Из бересты делалась утварь разная, плелись лапти, строились лодки. Берёзовый сок, берёзовый деготь, веники банные, розги.
    А место, где растет береза признано священным даже христианами. Кстати, на месте вырубленной березы, епископом Стефаном Пермским, крестителем коми, была построена первая церковь.
    Благодарю за статью!

    Ответить
    1. Александр

      Владимир! Благодарю за очень интересный и содержательный комментарий!

      Ответить
  14. Наталья

    Не знаю как может на березе или близ ее поселиться или водится нечистый, это такое красивое светлое, доброе дерево, посади его и кажется всю жизнь с тобой оно будет расти и оберегать тебя. Почему же тогда в Троицу украшают храм березовыми ветками или это отголоски язычества?

    Ответить
    1. Александр

      Наталья, так это же и есть христианский взгляд на березу. Не зря же Стефан Пермский березу священную рубил! Кто, с точки зрения христианина, те духи березы, которым поклонялись наши предки?
      Другое дело, что русское православие сохранило многие обряды, сохранившиеся от того мировоззрения, которое мы привычно называем язычеством.

      Ответить
  15. Александр

    А, что, по старому стилю день Ивана Купалы был 24 июня?
    По поводу березы было много верований и, как понял из статьи совершалось много обрядов, но вот мне все время интересно, откуда была такая любовь к березе у Василия Шукшина? Ведь в фильме «Калина красная» он не ради кадра к березе прислонялся, было видно, что это его какие переживания по жизни.
    Знаю, что сосна, береза и некоторые деревья дают энергию человеку, а осина забирает.

    Ответить
    1. Александр

      Александр, для перевода принятого сейчас исчисления в так называемый «старый стиль», отмененный в России в 1918 году, нужно из даты вычесть 13 (это если считаем для века 21 или 20-го). Если говорим о веке 19-м — вычитаем 12. Таково расхождение между календарями григорианским (по нему живем) и юлианским. Сегодня 24 декабря. А по «старому стилю» (юлианскому календарю) — лишь 11 декабря.

      Василий Макарович Шукшин был очень русским человеком. А какой же настоящий русский не любит березу?

      Ответить
      1. Александр

        После комментирования зашел в гугл проверить, когда по старому стилю был день Ивана Купалы и оказалось, что 24 июня. В мое день рождения 🙂

        Ответить
  16. Миша

    Интересная статья. С удовольствием прочел. Все подробно.

    В последние годы появилось люди, которые пытаются специфически истолковать старые обряды. И свои фантазии выдать за какие-то откровения или неведомо где приобретенные тайные знания.

    Ответить
  17. bytrina

    Замечательное дерево береза, не стану затрагивать тему поверий и обрядов, уж тут все неоднозначно, но вот что касается самого дерева, то тут точно скажу самое что ни на есть красивое и полезное русское дерево.

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *