Дорогой читатель, поздравляю Вас с наступающим Новым годом!
Предновогодние хлопоты, покупки. Традиционные новогодние елки… Стоп!
А давайте немного разберемся – сколько же лет традиции устанавливать новогоднюю (рождественскую) елку? Откуда она появилась? И так ли уж стара, как порой кажется?
У рождественской елки, в отличие от множества других традиций, оказывается, существует и родина, и даже весьма вероятный «родитель». Появилась она в Германии. А предложил использовать дерево в качестве символа Рождества не кто иной, как проповедник Мартин Лютер, основатель целого направления в протестантизме, живший в ⅩⅥ веке.
Причем даже в Германии традиция устраивать елку на Рождество «прижилась» далеко не сразу – не раньше века восемнадцатого. И лишь со следующего, девятнадцатого века, рождественская елка начинает распространяться по миру – в страны Северной Европы, Англию, США, Россию, Францию (далее почти везде).
Почему именно из Германии, и почему именно ель? Идеи «мирового древа», «древа жизни» возникли во времена незапамятные, много тысяч лет назад. И существовали едва ли не у большинства народов. Отражение этих идей можно найти и в Библии.
Однако абстрактные идеи человек воспринимает как-то с затруднением. «Мировое древо», соединяющее мир живых с миром мертвых и миром богов – это, конечно, хорошо. А какое конкретно дерево служит этим самым «мировым древом»?
И у разных народов, живших в разных условиях, ответы были, конечно, различны. У славян, населявших Русскую равнину, например, представление об этом связывалось прежде всего с березой. У живших южнее славянских племен – чаще всего с дубом. Древние греки почитали кипарис и оливу, а римляне – фиговое дерево. У кельтов обожествлялся дуб.
Ель тоже выступала в этом качестве у разных народов, порой далеких и по происхождению, и по месту жительства. Ее, например, обожествляли ханты – финноязычный народ Западной Сибири. И – древние германцы.
Славянам сама мысль устраивать новогоднюю елку (тем более, приносить ее в дом) вряд ли могла бы прийти в голову. В сакральной их практике дерево это также присутствовало. Однако связывалось оно … с миром потусторонним, с миром мертвых. Да ведь и до сих пор связывается… Вспомните, пожалуйста, обычай бросать еловые лапы на дорогу за погребальным кортежем.
Вряд ли темный сырой ельник мог вызвать у наших предков приятные ассоциации. Скорей уж опасения – не встретить бы тут «лесную нечисть» Не то что в дом вносить – перед домом сажать елку было не принято.
Береза – другое дело. Особенно весной, в начале лета. Когда распускает она одной из первых клейкие зеленые листочки, сигнализируя, что долгая темная зима наконец-то закончилась. Возвещая надежду на урожай, на будущее. И связана береза с весенне-летними праздниками наших предков – с Радуницей, «зелеными святками», с Троицей.
А зимой какой праздник с березой? Зимой береза спит.
Так что в Германии рождественская елка появилась не случайно. И потому, что еще предки немцев дерево это обожествляли. И потому, что еще в средневековье существовал у германцев обычай украшать дерево (или столб из него). Это так называемое «майское дерево», устанавливавшееся на первый день мая. Обычай переняли многое народы Центральной Европы – чехи, поляки. Правда, и в этом случае украшали не ель, а обычно ту же березу.
Рождество для Европы – праздник зимний. И уж, коль стали выбирать «рождественское дерево», выбор-то не особо и велик. Лиственные породы, само собой, отпадают. Ель, сосна, можжевельник да омела – вечнозеленый кустарник-полупаразит, живущий на ветвях деревьев. Пирамидальная форма ели, так похожая на кирхи лютеран, тоже способствовала закреплению ее в качестве символа.
Новогодняя (рождественская) елка – «этапы большого пути»
Итак, к ⅩⅧ веку в многочисленных германских княжествах все более и более распространился обычай устанавливать к Рождеству елку, украшать ее горящими свечами, фруктами. Конечно же, прежде всего, занимались этим делом люди весьма состоятельные – аристократия, богатые торговцы. Удовольствие-то было весьма не дешевым! А за самовольные порубки в Германии в это время уже много-много лет рубили руки, а порой – и головы… Вспомните-ка, чем обычно занимаются в немецких сказках девочки и старушки? Правильно, собирают хворост – опавшие сухие ветки, чтоб было чем немного обогреться. Какие уж тут «рождественские елки»?
Однако постепенно елочки заводят не только аристократы, но и все те, кто стремится им подражать.
В другие страны рождественскую елку принесли тоже немцы – лютеране. В Великобритании первую елку для своих детей устроила в 1841 году немка – знаменитая королева Виктория. В России – тоже немка, супруга тогда еще великого князя Николая Павловича Александра Федоровна, в 1817 году. Став же императрицей (с воцарением в 1826-м Николая Ⅰ), она для российской (прежде всего петербургской) знати сама стала образцом для подражания.
Никаких следов рождественской елки в русской культуре первой половины XIX века Вы ведь не найдете. Ни у Пушкина (в «Евгении Онегине», хотя бы), ни у Лермонтова («Маскарад»), ни тем более у Гоголя («Ночь перед Рождеством»). Да вспомним и «Войну и мир» Л.Н.Толстого. Первый бал Наташи Ростовой – это ведь новогодняя ночь! Бал есть. А вот елки – нет!
Между прочим, роль Петра Ⅰ во «внедрении» елки в русскую жизнь, мягко говоря, сильно преувеличена. Да, был указ о переходе на новое летоисчисление (от Рождества Христова) с 1 января 1700 года. И о том, чтоб новый год встречать 1 января, а не 1 сентября. И о том, чтоб украшать дома ветками еловыми, сосновыми да можжевеловыми. Но – дома снаружи…
Кстати уж. Указ сей после смерти императора «исполнялся» только … содержателями кабаков. Елка на крыше или у входа в заведение была своеобразной вывеской, приглашавшей страждущих. Причем круглый год.
С середины ⅩⅠⅩ века елок в России устанавливается все больше и больше. К концу века – в начале следующего рождественскую елку освоили уже не только аристократы, но и интеллигенция. Которая всегда презирала аристократию так сильно, что стремилась всегда и во всем той подражать.
А в быт большинства жителей нашей страны новогодняя елка начинает внедряться только с 30-х годов прошлого века. В первое двадцатилетие Советской власти она вообще была либо на полулегальном положении, либо под прямым запретом. Только в декабре 1935 года в «Правде» выступил с предложение проводить новогодние праздники с установкой ели кандидат в члены ЦК П.П.Постышев. Думаю, впрочем, что это была не только и не столько личная его инициатива, сколько «мнение сверху». Иначе как объяснить, что с расстрелом Постышева (через два года) елку не запретили?
Однако новогодняя елка в Колонном зале Дома Союзов, и даже где-то в ДК крупных городов – это еще не традиция… А потом была длинная и страшная война, когда стало не до елок. В новогодние елочки в блиндажах наших солдат я что-то, извините, не верю (немцы устанавливали, и «O, Tannenbaum…» пели, но то немцы).
А только потом были уже годы послевоенные, и рязановская «Карнавальная ночь», после которой новогодние праздники уже стало модным проводить под елкой… Так что лишь годов с 60-х, а скорее с 70-х, новогодняя елка стала обычной едва ли не в каждой семье. Такова вкратце история новогодней елки в России.
Мораль сей басни… Впрочем, обойдемся без морали, наверно…
Еще раз поздравляю Вас с наступающим Новым годом!
С уважением, Александр Силиванов
Спасибо за ваш замечательный рассказ о Новогодней елке, хочу и вас поздравить с наступающим Новым годом!
Благодарю, Наталья! Заходите снова — надеюсь, посты мои все же станут более частыми.
Присоединяюсь к Наталье. С наступающим Новым годом Вас! И всего самого, самого, самого доброго! Никогда даже не задумывалась об истории новогодней елки. Теперь все знаю! Было интересно.
И Вас также с Новым годом, Татьяна!
Какой интересный рассказ! Твит!
Так, получается, мы елочку стали совсем недавно наряжать.
С наступающим Новым годом!
Да, Ольга, если говорить о массовых елочках в домах — все на протяжении только одной моей жизни…
Здравствуйте Александр!
В последнее время приболел, поэтому не писал на Вашем блоге.
Слава Богу, дочь вместо меня на сайте работала.
Внимательно прочитал, как всегда, отличную статью из которой почерпнул для себя много нового и интересного!
Александр!
Поздравляю Вас и Вашу семью с наступающим Новым годом!
Желаю всем Вам самого дорогого на Земле, чего не купишь ни за какие деньги — это ЗДОРОВЬЯ!
С большим уважением, А.И.
Александр Иванович! Крепкого Вам здоровья и всего самого наилучшего в Новом году!
Еще вроде говорят, что береза заряжает энергией, тогда, как осина например наоборот. Она и ближе нашему русскому духу, но зимой она на празднике не к чему 🙂 . А вот елочек я, к сожалению, много загубил когда то. Лучше бы всем привыкнуть к искусственным, их тоже сейчас красивыми делают.
Трудно сказать все-таки, что приносит больше вреда природе — вырубка елки в лесу или изготовление ее же, искусственной. Может быть, и так на так.
Тем более, что какую-то часть елок все равно лесникам приходится вырубать — по просекам, например, около дорог. Тут, скорее, все-таки надо часть елок выращивать в питомниках. Часть — заменять искусственными. А вообще, может ведь так получиться, что традиция-то еще и из моды выйдет. Полвека — для традиций не срок!
Обязательно выйдет из моды, но только после очередного всемирного потопа или т.п. 😉
Очень интересно и познавательно. Спасибо за информацию, нечасто такие статьи читаю.
Евгений, благодарю за отзыв.
Александр, как всегда с интересом прочитал Вашу статью. Честно скажу, что тоже пребывал в заблуждении и винил во всем только Петра 1, а оказывается, что он не виноват в этой традиции. Приношу ему свои искренние извинения )). Что касается традиции вырубать елки 1 раз в году для новогоднего украшения — я категорически против! Каждый год вырубают порядка 10 млн. деревьев 10-12 летнего возраста и никакой профилактической вырубкой это не оправдано. А с началом торговли предновогодними елками это вообще превратилось в варварство. Каждый год в городах выбрасывают 1000 не проданных елок, а потом еще тысячи использованных. Это практика для живущих только сегодняшним днем, а потом хоть потоп. Я лично не ставлю на Новый год живую елку, а использую небольшую искусственную елочку. А на своем участке (1,5 га) выращиваю сосны — самосевки и кедры. У сосны хвоя обладает ценными лечебными свойствами и лучшее ее использовать для здоровья (+ фитонциды), оставляя дерево живым. А если вырубать — только для строительства домов.
Сергей, я с Вами полностью согласен. Могу даже продолжить иронизировать. «Какую елку предпочесть — живую или синтетическую? — А что, срубленная в углу живая?!»
Добавляю для коллекции еще одну песенку в тему.
А вообще это не столько традиция, сколько мода…
Ребята, какая разница для чего рубить дерево: для строительства, дров или на праздник. Главное поменьше уничтожать лес. Сейчас так много других материалов. Где-то лес стоит копейки, как у Саши, а где-то намного дороже. Все надо делать в меру. С уважением, Евгений.
p.s. Александр, спасибо за отзыв. С Новым Годом всех!
Да и у нас, Евгений, лес уже не «копейки» стоит. Хотя, конечно, и дешевле, чем во многих регионах.
С Новым годом!
С Наступающим Вас, Александр!
Да, традиция конечно красивая, елки, запах хвои, нарядные игрушки.
Но в последнее время столько деревьев рубят, мне теперь их становится жалко. Я не ставлю живую елку дома.
Было бы здорово продавать елки прямо в горшках и после праздника высаживать — наша плпнета так бы зазеленела!!!!
Ирина, а Вы представляете, сколько это могло бы стоить? и сколько будет желающих такую елку купить?
Я думаю — если хоть один из читателей моих раздумал (по любым причинам) устанавливать елку — уже прогресс!
Александр, поздравляю с Новым годом! Желаю здоровья, счастья и успехов во всех делах!
С большим интересом (как всегда) прочитала историю новогодней ёлки. Не задумывалась, с какого времени в домах ёлки на Новый год ставят. Но я давно не покупаю срубленные ели, а тем более сосны. До того их жалко! И искусственную перестала ставить, не хочется. В горшках ель-конику продают во многих магазинах, но она частенько погибает, не дождавшись высадки в грунт.
Новый год мы с удовольствием празднуем и без ёлки, ведь не в символе дело, а в настрое.
Александр поздравляю вас и вашу семью и всех ваших читателей с Новым годом и с Рождеством. Статья интересная, как то в обыденности и не задумываешься об истории. Конечно мода меняется. Да и сейчас много голосов в пользу того чтобы ёлочки не вырубали. А у нас продают маленькие ёлочки в горшках, у меня есть такая, я её и нарядила. А ещё есть ёлка во дворе, тоже нарядила. Возможно войдёт такая мода, что будут наряжать ёлки растущие, а после Нового года уберут украшения и пусть они дальше растут.
Столько сейчас выброшенных елок у мусорных баков, что просто диву даешься, какой же все таки вред человек наносит природе. Уж лучше иметь искусственную елку в доме, чем быть врагом природы.
Как всегда у Вас получился интереснейший рассказ. Спасибо большое за разъяснения истории. А ёлку в этом году я купил искусственную. Действительно очень жаль этих красавиц. Может когда и у нас научатся ёлки продавать упакованными и в ведёрочках вместе с корнями. Как бы хорошо было. И аромат от ёлки и убивать её не надо. Закончился Новый год и посадить её можно, пускай дальше людей радует.
Что ж, наверное, было бы здорово, если все покупали бы елку в горшке, а потом высаживали. Возможно, возникнет когда-нибудь и такая традиция.
Да про елочку интересно. И все верно… А вот если я скажу, что Дед Мороз и Никола Чудотворец один и тот же персонаж, удивитесь? Я живу в Гродно, на самой границе с Белостоком, это уже Польша. Так вот, когда-то и я с удивлением узнала, что польский Дед Мороз называется Свёнты Николае….
Ну, так Санта-Клаус и есть Святой Николай (если буквально переводить). Хотя вообще-то в православии это сопоставление вроде бы не приветствуется. Дед Мороз все-таки идет из русских сказок — соответственно, из славянской языческой мифологии.
Это не так. Санта ведет свою историю от Святого Николая (христианский святой), а Дед Мороз — от Морозки (языческий образ). В статье говорится, что елка происходит от немцев как язычников. Это не возможно.В то время за подобную языческую ересь можно было попасть на костер. У нее другое происхождение.
Какое же, Игорь?
Интересное исследование, Александр. Я не согласна с предыдущим комментом. Лютеране, как и любая церковь, много переняли от язычества, взять хотя бы нашу масленицу. Я полностью согласна с вами Александр. Елка впервые появилась в Германии лютеранской, а затем эта традиция распространилась дальше. Наши дед Мороз и Снегурочка несомненно из язычества, вспомните сказку или оперу Римского-Корсакова «Снегурочка», где она погибает под лучами Ярило солнца.
Пусть у нас всегда будет на Рождество и Новый год елка, но лучше искусственная.