Если из древнего русского города Каргополя направиться на север, то можно увидеть удивительную реку. Река Халуй (ударение на втором слоге) невелика. Удивительна же она тем, что на одном участке своего русла она вдруг берет да и … ныряет под землю!
Вообще-то Халуёв три: первый – это река в северной части Каргопольского района Архангельской области, второй – деревня Малый Халуй у моста через эту реку и третий – ещё одна деревня – Большой Халуй, чуть выше по течению, чем Малый.
Происхождение топонима Халуй некоторые учёные связывали с русским народным географическим термином «халуй», который многозначен – «подводный камень», «завал из упавших стволов деревьев», «наносной материал после половодья». В любом случае название реки можно связать с активной деятельностью текучей воды.
Иная версия толкует Халуй от слов из вепсского языка: haumez – «растущие на пожоге среди леса хлеба» или «подсечное поле» и oja – «ручей, речка». Честно говоря, несмотря на то, что в древности вепсы в самом деле жили на Каргополье, мне больше нравится русская версия, потому что она подтверждается географическими реалиями.
Дело в том, что Халуй – одна из немногих исчезающих рек на Русском Севере. Река Халуй – левый приток Чурьеги, а та, в свою очередь, впадает в Онегу. Так вот, всё левобережье Онеги к северу и востоку от города Каргополя носит особое название Каргопольская Сушь из-за близкого залегания известняков каменноугольного периода.
Во время последнего ледникового периода напором льда с этой территории почти весь моренный материал (глина, пески) был унесён в более южном направлении, а таяние огромных масс льда привело к растворению обнажившихся известняков. В результате начались карстовые процессы, в ходе которых образовались подземные полости, пещеры, а на поверхности земли – воронки и провалы.
В настоящее время Сушь оправдывает своё название – на больших площадях нет не то что рек и озёр, но даже ручьёв. Не держится вода и в искусственно вырытых прудах и колодцах – постепенно просачивается по трещинам в известняках в более глубокие горизонты…
Река Халуй начинается в болоте Красная Гладь и вначале не отличается ничем от других северных рек. Но, приблизившись к Чурьеге, Халуй начинает вгрызаться в известняки и век за веком уже углубляет свой мини-каньон.
Длина каньона невелика – всего несколько километров, но спуститься в его глубину по почти отвесным склонам бывает довольно сложно. Каньон начинается на окраине деревни Большой Халуй, а заканчивается у Малого Халуя.
Надо сказать, что в ХХ веке деревни почти «срослись» друг с другом и границу между Большим и Малым знают, наверное, только местные пожилые люди. Не будем углубляться в этот вопрос, лучше направимся вниз к реке Халуй. На дне его каньона лежат огромные камни-валуны, остатки ледниковых отложений, а сама река сначала распадается на отдельные омутки почти без течения, а потом – на два узких протока, которые и вовсе… высыхают!
Вода уходит через трещины и поноры в подземное русло, чтобы через несколько сотен метров снова показаться на поверхности в череде восходящих сифонов-родников! У моста через Халуй, который построен на дороге из деревни Ширяихи, река снова становится полноводной. Интересное природное явление! В старину же оно казалось людям таинственным…
Легенда о реке Халуй
Недалеко от Халуя (за Ширяихой) есть село Ошевенский Погост и рядом с ним – старинный Ошевенский монастырь. Село основал ещё в XV веке богатый крестьянин Никифор по прозвищу Ошевень, переселившийся сюда от озера Вещ-озера (ныне – на севере Кирилловского района Вологодской области), а его сын Александр решил посвятить свою жизнь богу и создал монастырь на другом от села берегу реки Чурьеги.
Как раз с этим историческим фактом и связан сюжет интересной легенды о том, почему река Халуй уходит под землю. Якобы будущий святой Александр ходил по окрестностям в поисках места под свою обитель. Ему понравилось место как раз у каньона на реке Халуй, но, когда он обратился к ещё немногочисленным крестьянам, жившим здесь, с просьбой отдать ему часть земли под монастырь, те отказали ему, испугавшись, что со временем новая обитель отберёт у них все угодья.
Тогда Александр сказал непокорным халуйцам: «Будете жить у воды, но без воды!» И, как только он ушёл из деревни, река Халуй провалилась под землю! Такая вот наивная, но трогательная история про карст…
У моста через реку в деревне Малый Халуй стоит деревянная часовня – хорошо сохранившийся образец старинного русского церковного зодчества. Часовня – Ильинская, а рядом со входом в неё стоит большой вертикальный камень – вылитый языческий идол-истукан.
Исходя из наименования часовни, можно предположить, что в начальный период русского освоения Каргополья жители побережий Халуя и Чурьеги молились ещё не православной Троице, а языческому божеству Перуну, позднее заменённому святым Ильёй.
Место ухода реки под землю тоже помечено памятным поклонным крестом. Рядом с ним люди любят развешивать на ветках тряпочки и ленточки – заветные фетиши, символизирующие прикосновение к чему-то непознанному и неразгаданному.
Ещё в 1960 – 70-е годы в обоих Халуях можно было увидеть несколько старинных курных (рудных) изб, топившихся по-чёрному. Отличить их можно было по относительно небольшим окнам и по огромным деревянным дымарям на крыше. Сейчас эти избы уже все перестроены, в них сложены печи, окна расширены, а большинство рудных домов, к сожалению, и вовсе пошли на слом.
Деревни интересны и своей планировкой: улицы в них вроде бы есть, но дома построены так, что смотрят своими окнами в разные стороны. Видимо, хозяева строили их, придерживаясь лишь одного принципа – «как я хочу!». Вообще, регулярно планировать северные деревни начали только с конца XVIII века, но это нововведение так и не дошло до двух Халуёв.
Русскую версию происхождения названия реки Халуй подтверждает то, что ударение в слове падает на второй слог. Ведь в топонимах вепсского происхождения ударный слог – первый.
Фото автора
Интересное явление. Не встречал я такого еще. Статья в целом также порадовала. Как всегда много интересной информации, легенд.
Иван, это карст — растворение водой горных пород. Образуются ходы, воронки, пещеры. Иногда вот под землю «ныряют» целые реки. Есть также озера, из которых периодически уходит вода через воронки — поноры. Кстати, не так уж и далеко от описанных мест. Надеюсь, Александр как-нибудь нам про них расскажет.
Бывает такое в местностях, где близко к поверхности залегают легкорастворимые породы — например, известняки. Назвали явление карстом по названию плато Карст (или Крас) в Словении (бывшая Югославия), где подобные формы рельефа очень распространены.
Я с таким явлением на Урале встречался неоднократно. Интересно, есть какие-то соображения по поводу прозвища Ошевень?
Миша, спросим это у Александра Кузнецова — у него, возможно, и есть предположения.
В «Словаре русских народных говоров» есть такие диалектные слова: ошебень и ошевеня — «неаккуратный, неловкий, неуклюжий человек», ошевень — «тот, кто уклоняется от воинской службы». Для XV века, пожалуй, актуальным было значение прозвища Ошевень, как «неаккуратный, неловкий, неуклюжий человек».
Интересные истории про Халуёв: и реку, и деревни. У нас на севере Свердловской области в г. Североуральск есть река Вагран. Так вот на территории города для неё специально сделали бетонные русла, чтобы вода не уходила под землю. В Североуральске добывают бокситы, под городом много шахт, и часто река промывает даже бетон и уходит, тогда русло снова бетонируют, заплатки ставят.
Да такой вот «карст», очень своеобразный! 🙂
В Новгородской области есть река Понерётка. Там тоже вода уходит под землю, на поверхности русло угадывается по понорам. У места впадения в Мсту небольшой водопад не с поверхности, а из подземного русла.